Cogito, ergo sum...

Ignoscito saepe alteri, nunquam tibi...

Nitinur in vetitum semper, cupimusque negata...



venerdì 1 ottobre 2010

Монастырь Педральбес

Если подняться по проспекту Педральбес до самого конца (лучше пешком, чем на автобусе), то наградой за слегка утомительный пеший подъем в гору становится удивительной красоты монастырский комплекс начала 14 века, который, не смотря на свой преклонный возраст, очень хорошо сохранился вплоть до наших дней. Особенно приятным становится посещение монастыря жарким летним днем - под портиками, окружающими сад, и в самой церкви всегда царит приятная прохлада. Постройка представляет собой один из лучших образцов каталанской готики. Комплекс состоит из церкви и монастыря, расположенного вокруг большого внутреннего дворика - клуатра.



Cобрание музея насчитывает многочисленные произведения искусства, мебели и предметы литургического назначения с 14 по 20 века. В средние века периметр монастыря был окружен каменной стеной от которой до нашего времени сохранились две сторожевые башни и двое ворот, открывающих доступ к монастырю. Монастырь был основан в 1326 г. королем Жауме Справедливым его женой Элизендой ди Монткада с целью стать постоянным пристанищем для овдовевшей королевы в виду преклонного возраста ее супруга. Работа по строительству монастыря началась в марте 1326 г. Королева Элизенда выбрала место в деревне Саррия, которая много веков назад находилась далеко от Барселоны, а теперь является часть города. Название "Педральбес" произошло от латинского Padras Albas (белые камни), из белого камня была выложена апсида. Монастырь Святой Марии был открыт торжественной мессой 3 мая 1327 г., в ноябре того же года королева овдовела и перебралась в построенный рядом дворец, а в 1337 г. постриглась в монахини и в 1374 г. умерла. Не только королева поселилась в монаcтыре, Святая Мария также предоставила кров для монахинь ордена Святой Клары, большинство из которых были дочерьми благородных семейств Каталонии. Краткая история возникновения ордена. Орден был основан в 1212 г. св. Кларой Ассизской при храме св. Дамиана в Ассизи. Распространение ордена шло параллельно с развитием ордена францисканцев. В настоящее время на территории монастыря Педральбес до сих пор проживают клариссинки, для них были построены новые более современные помещения. Так как сама королева была лично заинтересована в процветании монастыря, она позаботилась о предоставлении ему ряда привилегий. Благодяря этим привилегиям монастырь попадал под непосредственное покровительство городских властей, посредством Совета Ста, который гарантировал защиту в случае грозящих ему опасностей. Монастырь был построен всего лишь за один год и постройка не испытала влияние никаких других архитектурных стилей; она представляет собой образец классической каталанской готики. Только лишь позднее, не ранее 15 в., был достроен третий этаж периметра клуатра. Согласно желанию самой Елизенды на территории монастыря был построен дворец, в который она перебралась после смерти супруга. В своем завещании королева приказала разрушить дворец после своей смерти, а в 1972 г. Мария Ассумпта Эскудеро и Рибот предположила, что нашла следы дворцовой постройки на территории монастыря Педральбес в непосредственной близости от спальных помещений монахов, в то время как другие исследователи выдвинули альтернативные предположения о расположении дворца в месте более открытом для внешнего мира. С 1329 г. при монастыре появилась небольшая община монахов-францисканцев (изначально в колличестве шести человек). Во время "войны жнецов" 1640 г. монашеская община была вынуждена перебраться из монастыря в резиденцию маркиза Айтоны. Благодаря соглашению установленному Элизендой ди Монткада с городскими властями, священники были сопровождены до места назначения вооруженным эскортом, мать-настоятельницу сопровождал второй советник города. В 1835 г. после серьезного пожара монастырей Барселоны, монахи были вынуждены бежать, оставив комитат на целых три года. Но несмотя ни на что, монастырь продолжал жить своей жизнью и продолжает до сих пор, что и позволило ему сохраниться в таком удивительно хорошем состоянии вплоть до наших дней. В 1931 г. государство причислило монастырь к памятникам историческо-художественной ценности и с началом гражданской войны правительство Каталонии взяло его под свое покровительство; в том же году сгорел запрестольный образ у алтаря церкви. В 1938 г. в монастыре размещалось хранилище государственного архива, который объединял в себе архивы различных учреждений (большей частью религиозных), многие из которых именно благодаря этому сохранились вплоть до наших дней. С 1949 г. двери монастыря открываются для публичного посещения, а в 1975 г. строится здание нового конвента. С восточной стороны расположена однонефная церковь с боковыми капеллами. Нервии абсиды соединены замковым ключом, на котором изображена коронация Девы Марии. Внутри церкви с правой стороны от пресвитерия находится гробница королевы Элизенды. Очень интересная подробность - саркофаг является двусторонним, часть гробницы, видимая со стороны внутреннего двора изображает Элизенду скорбящей вдовой, другая же часть, со стороны церкви - королевой в окружении скульптур ангелов, вручную вырезанных из клена. Колокольня церкви имеет форму восьмигранной призмы, четырехметровой высоты. На верхней части стены имеются 5 массивных каменных выступов, поддерживающих тяжесть стен, в которых находятся 5 высоких арочных витражных окон. Непосредственного выхода в клуатр из церкви не предусмотрено, попасть во внутренний двор можно посредством существующего рядом с церковью прохода. Для туристов предложен маршрут посещения в направлении против часовай стрелки. Первым интересным пунктом для посещения внутри клуатра является небольшая часовня Святого Михаила расположенная с правой стороны церковной стены. На ее стенах - удивительные фрески 1343 г. изображающие сцены из жизни Иисуса и Марии. Пластика изображений напоминает работы знаменитого Джотто, итальянского художника, которого по праву считают первым современных живописцем. Рядом с часовней находится гобница Элизенды, а также с этой стороны клуатра находится много захоронений других монахинь. С северной стороны клуатра расположены различные помещения общего использования монашеской обшиной - кухня, трапезная, кладовые и тд., а также лестница ведущая на второй этаж. Третий этаж закрыт для посещения. Музей распложен на втором этаже, в бывшей монашеской спальне. Здесь представлены произведения сакрального искусства и повседневной жизни монастыря, датирумые 14 - 20 веками. И конечно же монастырь не был бы столь прекрасен без своего сада в клуатре! Сложно найти более спокойное и тихое место во всей Барселоне - кроме пения птиц и журчания воды в фонтанчике с золотыми рыбками, вы не услышите ни звука! Высокие пальмы и кипарисы создают прохладу и тень. Знаете что означает слово "клуатр"? Оно происходит от латинского claustrum и означает закрытое пространство. Клуатр этого монастыря был самым большим в Европе. Он имеет квадратную форму и выполнен в каталанском готическом стиле. С каждой стороны первого и второго этажей расположены 26 арок, поддерживаемые 28 колоннами, поэтому такая галлерея называется "аркада" или "коллонада". На капители каждой колонны из камня высечены изображения двух различных щитов - щит семьи короля Жауме II (на нем изображены 3 полоски) и щит семьи королевы Элизенды ди Монткада (на нем изображены 3 краюхи хлеба). В основном клуатр готического монастыря это:

  • архитектурное решение проблемы освещения
  • место для молитвы
  • место для разведения огорода или небольшого сада

Воспользовавшись двумя средневековыми трактатами о медицине и лекарственных травах, в клуатре был воссоздан гипотетический образец средневекового сада с более чем 50 образцами лекарственных растений. Здесь, рядом с каждым растением можно увидеть такбличку с названием, информацией, номенклатурой, ботаническим описанием, терапевтическим применением в средневековый период и наши дни, данные некоторых научных исследований. И в конце, одна любопытная традиция, существующая в Барселоне.

Чтобы не было дождя во время свадебной церемонии, влюбленные приносят яйца в монастырь и произносят вот это двустишие:


Святая Клара и Святой Пужол, прогоните прочь эти тучи, которые закрывают солнце!


Может быть полезно:


http://blocs.xtec.cat/monestir/2010/02/25/les-aules-dacollida-al-monestir-de-pedralbes/ http://ca.wikilingue.com/es/Monestir_de_Pedralbes

Nessun commento:

Posta un commento